Подготовка ткани к раскрою

Подготовка ткани к раскрою

Большинство тканей при увлажнении дает усадку по длине и несколько меньшую по ширине. Это влечет изменение размеров и искажение формы одежды при носке или после стирки. Чтобы избежать этого, ткань перед раскроем подвергают декатированию – процессу, который обеспечивает предварительную усадку. Для этого ткань (шерстяную) следует увлажнить с o помощью пульверизатора, а затем проутюжить через влажную полотняную ткань в долевом направлении до полного высыхания.

Ткань из искусственного волокна можно замочить в воде, слегка отжимая, завернуть в сухую простыню, через 2-3 часа развернуть и проутюжить по изнанке. Перед декатированием тканей с набивным рисунком рекомендуется проверить стойкость красителя. Хлопчатобумажную ткань, лен, шелк перед раскроем не декатируют, а только проглаживают. Перед раскроем ткань следует обязательно просмотреть по всей длине и ширине, проверить, нет ли на ней дефектов, дыр, пятен, неравномерности окраски, утолщений ткани и т.д. Обнаруженные дефекты нужно отметить мелом или цветными нитками, чтобы при раскрое они попали между выкройками. Необходимо также отметить направление рисунка или ворса. Затем следует обрезать кромку ткани, если она тянет, подровнять поперечный срез.

Определение лицевой стороны ткани

Перед раскроем надо определить лицевую сторону ткани. Для набивных тканей это нетрудно, так как рисунок на лицевой стороне более четкий и яркий. Сложнее определить лицевую сторону в гладкокрашеной ткани полотняного переплетения. В таких тканях за лицевую сторону принимают ту, которая выглядит более гладкой, имеет меньше ворсинок, узелков и т.п. Лицевой стороной саржевого переплетения (подкладочная саржа, шевиот, кашемир, бостон и др.) будет та, на которой полоски, если смотреть вдоль основы, поднимаются слева вверх направо. В тканях сатинового и атласного переплетения (сатин, ластик, атлас, креп-сатин и др.) лицевая сторона гладкая, блестящая и резко отличается от матовой изнаночной.

Хлопчатобумажные ткани

К ним относятся майя, вуаль, вольта, батист, маркизет, рогожка, ситец, мадеполам и др. Они очень прочные, хорошо впитывают влагу, быстро сохнут, хорошо переносят стирку и влажно-тепловую обработку при высоких температурах. Чаще всего это ткани средней плотности, с обычным полотняным переплетением. Хлопчатобумажные ткани используют для пошива нательного, постельного и столового белья, платьев, халатов, сорочек, костюмов, пальто, плащей, спортивной и специальной одежды. Их используют как подкладку при шитье, из них шьют портьеры, занавески и др.
Льняные ткани
Эти ткани очень прочные, совсем не растягиваются, они гладкие, поэтому мало загрязняются и легко отстирываются. Но сильно мнутся. Ткани из льна вырабатывают чистольняными и полульняными, с добавлением лавсана, что придает им новые свойства (например, они меньше сминаются). Используются льняные ткани для нательного, постельного, столового белья, платьев, мужских сорочек, передников и т.д.

Шерстяные ткани

Ткани из шерсти хорошо сохраняют тепло, мало сминаются, хорошо драпируются, они мягкие. Бывают чистошерстяными и полушерстяными. Их вырабатывают с разными переплетениями. По отделке чистошерстяные ткани бывают в основном гладкокрашеными, но могут быть пестроткаными, с печатным рисунком. У полушерстяных тканей к шерстяным волокнам добавлены химические (вискоза, лавсан, нитрон и др.). При этом меняются их свойства. Шерстяные ткани используют для пошива платьев, костюмов, пальто, изготовления платочных изделий, шарфов и одеял.

Шелковые ткани

Их вырабатывают из натуральных и химических нитей. Ткани из натуральных волокон очень легкие, мало мнутся, прочные и гигиеничные. Выпускаются они с разнообразными переплетениями, но чаще с полотняным. Из натурального шелка шьют нарядные платья, блузки, мужские сорочки, платья-костюмы, халаты и т.д.

Ткани из искусственных нитей

К этим тканям относятся ткани из вискозных, ацетатных и триацетатных нитей и комбинированные ткани из искусственных волокон. Ткани из вискозных нитей по сравнению с тканями из натурального шелка более массивные, жесткие, с более ярко выраженным переплетением за счет толщины нитей. Они сильно мнутся и осыпаются по срезам деталей. Вискозные ткани выпускаются гладкокрашеными, с печатным рисунком, пестроткаными. Из них шьют платья, юбки, костюмы. Ацетатные ткани упруги, имеют хороший внешний вид, умеренно сминаются, при трении электризуются, нитки по срезам легко осыпаются, в швах возможна большая раздвижка нитей. Они могут быть гладкокрашеными, с печатным рисунком, с эффектом лака (с отливом). Триацетатный шелк мало мнется, хорошо драпируется, очень хорошо сохраняет гофре и плиссе. Недостатки искусственных тканей: они сильно электризуются, неустойчивы к трению и раздвижке в швах. Эти ткани выпускаются с полотняным, саржевым и диагоналевым переплетениями.

Ткани из синтетических нитей

Вырабатываются из капроновых и лавсановых нитей. Они почти не сминаются, долго носятся, упругие, внешне матовые или блестящие. Нити в срезах легко осыпаются. Температура утюжки невысокая (150 °С). По отделке ткани могут быть белыми, гладкокрашеными, с печатным рисунком, с тиснением и лаке.

Нетканые материалы

Нетканые материалы вырабатывают вязально-прошивным способом из хлопковых, шерстяных, льняных и химических волокон в разных сочетаниях, применяя пряжу и нити разного строения. По оформлению поверхности полотна могут быть гладкокрашеными, пестровязаными, с печатным рисунком; по характеру поверхности – гладкими, рельефными, ворсовыми с одной или двух сторон типа байки или фланели.

Трикотажные полотна

Трикотажные полотна изготавливают на основовязальных машинах из искусственных и синтетических нитей. На кругловязальных машинах изготовляют кулирные полотна из лавсановых и гладких капроновых и полиэфирных нитей. Трикотажные полотна из шерстяной и полушерстяной пряжи изготавливают на кругловязальном оборудовании. Лицевая сторона трикотажа имеет рисунчатый узор или печатный рисунок. Трикотажные ворсовые полотна представляют собой основовязаный трикотаж с петельным и разрезным ворсом из капроновых или лавсановых нитей. Ворсовый покров может быть типа бархата, вельвет-корда и вельвет-рубчика.

Как различать натуральные и искусственные ткани?

Чтобы одежда хорошо носилась и сохраняла свой вид и форму, за ней нужен правильный уход. Прежде всего надо уметь распознавать виды тканей, из которых сшита одежда, правила чистки и стирки. В настоящее время производится много тканей, похожих на шерстяные, которые не являются чистошерстяными. Есть ткани, которые кажутся шелковыми, но на самом деле они сотканы из смешанных материалов.

Неопытному глазу трудно различить по внешнему виду, какая ткань изготовлена только из натуральных материалов, а какая содержит добавки искусственного сырья.
Волокна чистошерстяной ткани при натягивании растягиваются перед тем, как порваться, на концах остаются вытянутые длинные волокна, они легко вынимаются.

Чистошерстяные волокна полностью растворяются в концентрированном растворе каустической соды, а хлопчатобумажные не растворяются. Таким образом можно легко узнать, какая ткань чистошерстяная или изготовлена из смеси с хлопком и другими искусственными материалами.

Шерстяные ткани с хлопком отличаются блеклостью, ткани со штапельным волокном – более резким блеском. Шерстяные ткани с примесью капрона, лавсана, нитрона имеют хороший внешний вид, не мнутся, прочны, не дают усадки. Нити шерстяной ткани и смешанной горят различно: чистошерстяная горит с образованием черного наплыва, с запахом жженого рога или пера, при выводе нити из пламени горение прекращается. При наличии в пряже целлюлозных волокон наблюдается самостоятельное горение с образованием светящегося уголька, но пламя быстро гаснет. Если в пряже имеются волокна лавсана, то нить сначала плавится, а затем загорается и слабо горит желтым пламенем с небольшой копотью и запахом шерсти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + семь =